ЦУКАНОВ ФЭМИЛИ ФАУНДЕЙШН

Пивоваров Виктор


14 января 1937, Москва

Виктор Пивоваров - график и художник-концептуалист. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (1951–1957) и отделение книжной графики Московского полиграфического института (1957– 1962). Несколько лет посвятил книжной иллюстрации, прежде всего детских книг. Снискал репутацию одного из лучших рисовальщиков-иллюстраторов для детей, оформлял выходящие миллионными тиражами журналы для детей «Веселые картинки» и «Мурзилка». С 1967 года начал работать в станковой графике, а с 1970-го – в живописи. Мастерская Пивоварова находилась неподалеку от мастерской Кабакова на Сретенском бульваре, оба художника дружили. Неподалеку находились мастерские и других художников – Эрика Булатова и Олега Васильева, Юло Соостера , делившего мастерскую с Кабаковым, Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юрия Соболева-Нолева. Все эти художники часто собирались, устраивали обсуждения работ. Это позволило некоторым исследователям ввести понятие «группа Сретенский бульвар», в рамках которой началось формирование московской школы концептуализма. В 1982 году Пивоваров эмигрировал  в Прагу, где живет до сих пор. Автор книг «Влюбленный агент» и «Серые тетради» – воспоминаний о московском искусстве 1960–1980-х. Первая большая ретроспектива Пивоварова прошла в 2004 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве, затем - в Русском музее в Петербурге. С тех пор крупные выставки Пивоварова регулярно проходят в Москве и других городах. Работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина в Москве, в Русском музее в С.-Петербурге.

Наряду с Кабаковым, Пивоваров считается одним из основоположников московского концептуализма. Вслед за Кабаковым открыл для себя жанр альбома, где сочетается изображение и текст. С 1975-го по настоящее время создал более тридцати альбомов. В начале семидесятых сделал серию живописных работ нитроэмалью под впечатлением стендов на железнодорожных станциях, в которых он увидел абсурдность и сюрреалистичность. В области живописи Пивоваров отдает предпочтение тематически связанным концептуальным циклам и сериям картин. Например, «Проекты для одинокого человека» (1975), «Семь разговоров» (1976), «Дневник подростка» (1988), «Квартира 22».  В отличие от других художников своего круга, Пивоваров не обращается к социальной теме, его работы – это утонченный диалог с другими художниками, писателями, которых он иллюстрирует, и мастерами прошлого.  Многие циклы окрашены автобиографичностью с преобладанием элементов сюрреализма, сна, дадаистской абсурдности, проникнутой иронией и самоиронией мистификации.