Дуэт художников-концептуалистов. Вместе учились в МВХПУ им. Строганова. Окончив училище в 1967-м, они провели совместную однодневную выставку в кафе «Синяя птица». В 1972-м стали постоянными соавторами, сотрудничали до 2003 года. В 1974-м вместе с О. Рабиным были инициаторами знаменитой «Бульдозерной выставки». Активно участвовали во всех показах неофициального искусства в Москве, включая «квартирные» выставки 1976 года. В 1978-м эмигрировали в США через Израиль. Живут и работают в Нью-Йорке. Являются одними из самых известных российских художников, живущих на Западе. Участвовали в огромном количестве выставок в России, США и Европе, включая Documenta 8.
Комар и Меламид сделали первую совместную работу в 1965 году, во время учебы в Строгановском училище. К этому времени молодые художники уже поставили себе задачу создать новое направление в искусстве, в основе которого должен был лежать язык, который был бы понятен публике, но при этом оставался языком высокого искусства. После нескольких лет неустанных поисков такой язык был найден. Во время работы над оформлением пионерского лагеря зимой 1972-го художники придумали использовать материал заказной идеологической продукции как язык, знаки и образы которого можно перекодировать. Они сделали серию работ для выставки нового, объявленного ими направления соц-арт. Сам этот термин «соц-арт» был придуман культурологом Владимиром Паперным.
Трудно переоценить влияние Комара и Меламида, называвшими себя «детьми соцреализма и внуками авангарда», на неофициальное русское искусство. Им удалось создать направление соц-арт, к которому принадлежат такие крупные мастера, как Леонид Соков, Александр Косолапов, Борис Орлов. В разное время к этому направлению примыкали ученики Комара и Меламида: Михаил Рошаль, Виктор Скерсис, всего, более тридцати художников. Комар и Меламид были авторами первых перформансов в Москве – «Съедение «Правды», «Паспорт» (1976), первой в России инсталляции – «Рай» (1976). Многие художники и критики считают их первыми в России постмодернистами и родоначальниками московской концептуальной школы.
После эмиграции в Нью-Йорк создали серию «Ностальгический соцреализм» (1981–1982), в которой иронично пародируют язык живописи социалистического реализма. Этот прием пародирования имел множество последователей во время перестройки. Однако художники не ограничились деконструкцией авторитарного языка пропагандистской индустрии. В центре их внимания находились бытующие в обществе различные способы изображений предметов и идей. Монтируя и комбинируя эти картинки, они создают панораму визуального бессознательного, своеобразные изобразительные матрицы, которые сегодня руководят творчеством и восприятием искусства.