Гриша Брускин - живописец, скульптор, дизайнер, писатель. Родился в семье инженера, профессора Московского энергетического института. В 1968 году окончил факультет декоративного и прикладного искусства Московского текстильного института. В 1969 году вступил в Союз художников СССР. Начал успешную карьеру в либеральном крыле официального Союза Художников. В то время повторяемым сюжетом его картин были сюрреалистический мотив ожившей и сходящей с пьедестала скульптуры.
В1987-м сближается с кругом художников концептуалистов и соц-артистов – Дмитрием Александровичем Приговым, Львом Рубинштейном, Борисом Орловым, Ростиславом Лебедевым. Участвует в организованных ими выставках в районном выставочном зале "Каширка" на южной окраине Москвы, где в период перестройки активно выставлялось свободное искусство. В 1988 году к Брускину приходит потрясающий и неожиданный успех, определивший всю его последующую карьеру и судьбу. На первом, аукционе «Сотби» в Москве его работа «Фундаментальный лексикон» была продана за рекордно высокую цену. В 1988 году он уехал в США, с 1989 года обосновался в Нью-Йорке. С тех пор в галерейном и коллекционерском мире он является одним из самых успешных русских художников. В 1999 году по предложению немецкого правительства он украсил картинами один из залов обновленного рейхстага. Автор нескольких книг, посвященных эпохе брежневского застоя и ее культуре.
Его искусство относится к позднему соц-арту, в котором монументальные и декоративные задачи преобладают над концептуальными. Он талантливо суммировал и приспособил главные темы московского концептуализма – каталог тотемов и персонажей советского мира (от Орлова и Лебедева), воспринял приемы концептуального анализа и систематизации советского космоса в виде таблиц, каталогов и списков (от Пригова и Кабакова). Этот материал, остающийся у самих концептуалистов очень часто в проектной «нонспектакулярной» форме, он воплотил в эффектных зрелищных произведениях, а также в арт-дизайне. Он ввел соц-арт в традиционную художественную форму, которая по достоинству была оценена рынком. Творчество Брускина логично завершает траекторию искусства нонконформистов, начавшееся эмоциональным протестом против традиции, продолженное концептуальной игрой с ней и финишировавшее новым с ней союзом. Картины и скульптуры Брускина относятся зрелому соц-арту примерно так, как творчество цветных кубистов из группы «Золотое сечение» к работам Пикассо и Брака.
Все творчество Брускина посвящено воспоминанию об исчезнувшей советской цивилизации. Чем дальше уходит время, тем больше советские герои – пионеры, рабочие, инженеры, учительницы – его «Фундаментального лексикона» разбавляются персонажами современной глобализированной «массовой культуры», перешедшими в его работы из киносериалов и компьютерных игр.