Дмитрий Плавинский - живописец, график, автор объектов инсталляций. Один из родоначальников и лидеров московского нонконформизма шестидесятых годов. В год рождения Дмитрия Плавинского его мать была репрессирована и сослана на Колыму, в результате чего Дмитрий чуть не погиб. Встреча с ней произошла, когда мальчику исполнилось одиннадцать. В 1941–1944-м жил в эвакуации в Омске. В 1945-м вернулся в Москву. С 1951 по 1956 год учился на театральном отделении художественного училища памяти 1905 года у бывшего главного художника театра Мейерхольда Виктора Шестакова.
Вместе со знаменитым богемным художником А. Зверевым принимал участие в Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Первая персональная выставка прошла в 1961-м на квартире искусствоведа Ильи Цирлина, её посетил известный греческий коллекционер Георгий Костаки и приобрел одну работу. Первое участие в выставке за рубежом – в 1964 году в Лондоне в Grosvenor Gallery. Участник выставки «Неофициальное искусство Советского Союза» в ICA в Лондоне в 1977-м. Много путешествовал, бывал на археологических раскопках древних цивилизаций в Советском Союзе. С 1991 по 2004-й жил в США. Работы находятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина в Москве, а также в Музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Пройдя период (1958– 62) интереса к стилю informel (Jean Dubuffet) к 1963 году Плавинский создал свой узнаваемый стиль, который он определял как «структурный символизм». В работах Плавинского отразились его путешествия, изучение этнографии, интерес к древним цивилизациям, древнерусской культуре, а также знание музыки и математики. В основе метода – создание многослойного живописного рельефа, включающего в себя предметы и знаки различных цивилизаций. В картину зачастую вклеивал листы старинных рукописей, страницы нот, ветки, окаменелости и ветоши, создавая многослойный пирог «культурного слоя», картину единства природы и цивилизации. Плавинский много занимался офортом и был крупнейшим мастером этой техники. Его гравюры виртуозны, в них применяется усложненная игра пространственных планов и символов. Все они посвящены теме смерти, ушедшим цивилизациям, взаимопроникновению законов природы и законов культуры.