Кинетизм – одно из тех движений современного искусства второй половины ХХ века, которые практически одновременно и независимо друг от друга проявились и в западном, и в российском контексте. Термин «кинетизм» впервые прозвучал в 1960 году в связи с выставкой MAT – Kinetische Kunst — Multiple Art Transformable-Art cinétique в Kunstgewerbemuseum в Цюрихе, организованной художником Daniel Spoerri. А в следующие два года группы художников-кинетистов образуются по всему миру, в том числе и в Москве, где в 1962 году появляется группа «Движение», одним из участников и основателей которой был и Франциско Инфанте.
Что скорость и динамика реальности изменились, было ясно везде. Но в СССР то, что мир пришел в движение, ощущалось особенно сильно в эпоху «оттепели», которая пришла на смену монументальной и безнадежной статичности сталинского мира и официального соцреализма. Время требовало, как казалось тогда прогрессивным художникам, новых, более динамичных и современных форм искусства. Кинетизм и геометрическая абстракция были возобновлением традиций исторического авангарда. Инфанте рассказывает, что узнал о кинетических опытах довоенного искусства, когда еще юношей познакомился с оставшимися в Советском Союзе родственниками эмигрировавших в 1920-е годы братьев Антуана Певзнера и Наума Габо – родоначальников кинетического искусства. Как и исторический авангард, кинетизм Франциско Инфанте 1960-х годов, был искусством, рассчитанным не на приватные коллекции или даже музеи, но на публичные пространства. В начале своей карьеры художник и его соратники по «Движению» не мыслили себя заведомыми диссидентами-подпольщиками но, напротив, стремились создавать своего рода паблик-арт. Совершенно фантастический проект праздничного оформления Ленинграда к 50-летию Октября, предложенный группой «Движение» в 1967 году, как и проект кинетического освещения Красной площади, разработанный Инфанте в 1968 году, увы, не были воплощены. Но Инфанте часто выставлялся в России и за рубежом. Его объект «Пространство – движение – бесконечность» – первое в послевоенном российском искусстве кинетическое произведение – был показан в 1965 году на выставке в Ленинградском доме архитекторов. А созданная им в 1970 году группа «Арго» осуществила немало публичных проектов кинетических пространств – для нехудожественных, научных и промышленных выставок в России. Однако художник занимался и собственными проектами, которые не могли быть реализованы в пространстве официальной культуры того времени. Одним из первых в России он начинает работать с природными ландшафтами, создавая собственную версию лэнд-арта. Его проекты конца 1960–1970-х годов: «Вектор поляны», «Шествия» или «Очаги искривленного пространства», фотографии пейзажей, превращенных в геометрические композиции благодаря размещенным в них зеркалам – удивительно напоминают фотоработы американского основоположника лэнд-арта Роберта Смитсона. Смитсон делал их в 1968–69 году и русский художник, начинавший свои работы с зеркалами в пространстве практически одновременно, о них ничего не знал. Впрочем, несмотря на поразительное сходство, работы Инфанте – о другом. Смитсон превращал «естественную», данную природную реальность в алеаторический коллаж, делая зримыми силы случайности, энтропии и хаоса. Инфанте, в конце 1960-х создавший утопические «Планы реконструкции звездного неба», согласно которым звездам надлежало выстроиться в виде правильных геометрических фигур, напротив, упорядочивает пейзаж, вносит в него симметрию, задает ему вектор движения, которое оказывается силой, удерживающей целостность картины мира.
Ирина Кулик