ЦУКАНОВ ФЭМИЛИ ФАУНДЕЙШН

Целков Олег


15 июля 1934, Московская область

Олег Целков - живописец, график, скульптор. Родился в семье экономистов, работающих на авиационном заводе. С 1949 по 1953-й учился в Московской средней художественной школе для одаренных детей (МСХШ). Один год проучился в Минском художественном институте, еще год – в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств), оба раза исключался по идеологическим соображениям. В 1958 году завершил свое образование в Ленинградском институте театра, музыки и кино, получил диплом художника-технолога сцены. Еще учась в Ленинграде, прославился как самый радикальный и яркий новатор в новом русском искусстве. Он стал первым художником современного стиля, достигшим в СССР в кругах интеллигенции широчайшей известности. Дружбы с ним добивались крупнейшие писатели и поэты. В 1961-м вернулся в Москву. Несмотря на то, что быстро превратился в одного из самых модных и покупаемых художников, жил скромно. Целкову приходилось работать в квартире, площадь которой ненамного превышала размеры его картин. В 1956 году его первая выставка была устроена частным образом абстракционистом В. Слепяном в московской квартире. Персональная выставка в  институте атомной физики им. Курчатова в Москве (1965) была закрыта сотрудниками КГБ через два дня. В 1975 году участвовал в первой разрешенной властями выставке нонконформистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. В 1977-м уехал в эмиграцию во Францию и был лишен советского гражданства. На предложение посла новой России в двухтысячные годы о возвращении ему русского паспорта ответил отказом. В 2004 году состоялись первые персональные выставки в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Творчество Целкова самобытно и оригинально, его картины узнаются с первого взгляда. Тем не менее, сам художник признает, что оно формировалось под влиянием фовистского периода творчества П. Кончаловского и, вероятно, стиля Ф. Леже. Начиная с 1958 года, Целков обретает собственную манеру, которая до сегодняшнего дня не претерпела существенных изменений. Его живопись представляет собой сплошной переливающийся ковер крупных и ярких пятен то, словно, освещенных внешним светом, то уходящих в тень. Эта свето-теневая моделировка рождает слабую пространственность, напоминающую колыхание водной поверхности. Целков любит контрастные сочетания цветов в самой кричащей гамме:  столкновение фиолетового и лимонного, бордового и изумрудного. Извечная тема его картин – человек толпы, эманация безликой, слепой наивно-агрессивной массы. Она навеяна наблюдениями над советской действительностью, но является критикой феномена глобального характера, имеющего отношение ко всем обществам ХХ столетия.